Беременность и подготовка к родамПОЧИТАТЬ
О детях и родителях

8 499 133 6657
  8 926 077 0046
Адреса 8 495 220 8717

Мнение педиатра
В МИРЕ С БОЛЕЗНЯМИ

 

Татьяна Чупуштанова
врач-педиатр

- Аудитория, с которой я работаю, - это люди, ответственно относящиеся к своему здоровью и к здоровью своих будущих детей, они готовы многое делать для того, чтобы дать ребенку лучший старт в жизни, - правильно питаться, заниматься физкультурой, закаляться. Но когда я говорю, что буду учить их любить болезни, не бояться болезней и правильно с ними обходиться, мои слушатели выглядят озадаченными.

ЛУЧШЕ БОЛЕТЬ БЕЗ ЛЕКАРСТВ

Этот «способ» обхождения с болезнью обычно воспринимается родителями положительно (у кого-то из них уже есть такой опыт), вызывает любопытство (а что именно надо делать?) - и я начинаю делиться своими размышлениями на эту тему. Естественно, речь идет об ОРВИ и нетяжелых детских инфекциях, серьезные патологии и хронические заболевания - тема отдельного разговора.

Большинство лекарств, к которым прибегают в случае простуды, гриппа, ринита и т.п., так и называются - симптоматические. То есть борются они не с причиной болезни, которая чаще всего точно не известна, а с ее симптомами - температурой, кашлем, насморком. И более или менее успешно симптомы эти побеждают. А они ведь были для чего-то нужны. И, видимо, не только для того, чтобы сигнализировать окружающим: «человек болеет, надо его лечить». Симптомы - это реакция организма на болезнь, показатель того, что он с ней борется, и часто - необходимое условие этой борьбы. Высокая температура не дает размножаться вирусам. Обилие отделяемого из носа при насморке, как и кашель, способствует механическому удалению инфекционных агентов из организма. Но мы не даем состояться этой борьбе. Не даем организму включить свои защитные силы полностью: иногда это происходит только к третьему дню болезни, а мы уже с первых часов реагируем вместо него - лекарствами. Не даем развиваться и укрепляться иммунной системе. А ведь от нас с вами зависит, какой «опыт» вынесет организм малыша из этой болезни, «вспомнит» ли он, что делать, при новой встрече с инфекцией.

Часто мамы говорят: «Да, малышу с крепким здоровьем можно дать поболеть самому, не сбивать высокую температуру. А если ребенок и так часто болеет? Возможны осложнения...» По моим наблюдениям, чаще бывает с точностью до наоборот: именно «залеченные» дети становятся часто болеющими, получают осложнения.

И первым шагом на пути к укреплению их здоровья может стать... ближайшая болезнь, проведенная без лекарств. Не лечение очередной ОРВИ новыми средствами, а осторожный, быть может, очень медленный поиск того, как помочь своему ребенку самому справиться с болезнью, выздороветь без единой таблетки. Болезни могут стать очень важным этапом на пути как физического, так и душевного развития нашего ребенка! Постараемся не мешать.

Но вот родителям кажется, что они готовы помочь ребенку переболеть без лекарств. Второй день температура. Они облегчают состояние малыша немедикаментозными средствами и ждут, что организм справится сам. Но им страшно: а вдруг мы не правы, вдруг мы что-то упустим? Они по-прежнему боятся болезни.

А НАДО ЛИ БОЯТЬСЯ?

Этот страх объясним. В нашем обществе принято ставить знак равенства между отсутствием болезни и здоровьем - хотя это далеко не всегда справедливо. Но страх - эмоция разрушительная, а страх болезни - особенно. Он парализует волю, не дает принимать быстрые и взвешенные решения - от которых, кстати, может напрямую зависеть выздоровление. И наоборот: если нет страха перед болезнью, то и болезнь протекает иначе. Представьте: вы не боитесь, не вините себя, не злитесь на болезнь (и, не отдавая себе отчета, на болеющего ребенка заодно) - вы принимаете ребенка вместе с его болезнью. И ваша любовь, вера в мудрость его организма дает ему силы.

Страх болезни может изменить наши отношения с собственными детьми - и не в лучшую сторону. Каждый из нас может вспомнить пример того, как родители часто болеющего ребенка становились гиперопекающими, и в дальнейшем от этого так или иначе страдали все члены семьи. Наблюдала я и нечто противоположное. «Я хочу чтобы мой ребенок не болел, - говорит мама, - поэтому я буду его закаливать». Благое намерение. Но случается, что закаливание, поддержание телесного здоровья становится самоцелью, а переживания ребенка, его чувства мама понимает все хуже. И вот малыш впервые заболевает - в год, в полтора. Обычная простуда, но мама в панике: я же его закаливала, столько сил потратила, он у меня не должен был болеть! Ребенок был таким идеальным, она им так гордилась - и такой срыв. А ребенок не хочет быть идеальным - он хочет быть любимым. Своей болезнью он дает маме шанс посмотреть на него другими глазами, принять его таким, какой он есть, - в болезни и в здравии, в горе и в радости.

Психологи подтверждают: болея, ребенок в первую очередь «высвечивает» какие-то родительские проблемы. Задача взрослых - их увидеть. И постараться достигнуть гармонии в отношениях - это поможет малышу выздороветь. А еще, болея, ребенок может переработать какую-то свою проблему, найти для нее выход, не законсервировать ее внутри - до тех времен, когда проблема эта проявится иначе и серьезнее или даже страшнее. Так значит, это не страшно, что он заболел? И даже, может быть, хорошо?

КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ

Однако подобные рассуждения оказываются не очень-то действенными, когда у вас на руках - температурящий второй день ребенок. Не хватает опыта, понимания особенностей своего малыша - что для него обычно, что нет. Как правило, это приходит после второго, третьего подобного случая - если ребенок болеет без лекарств и картина болезни ничем не нарушена, не смазана. Не хватает уверенности в том, что выбранная тактика - правильная. Это потом, когда ребенок переболеет раз, другой, и ничего плохого с ним не случится, мама уверится в том, что нужна эта учеба иммунной системы, что только так малыш может приспособиться к жизни в нашей неидеальной, нестерильной среде. Согласится с тем, что пара болезней в год - нужны ребенку, и не будет пытаться во что бы то ни стало его от них оградить.

Но поначалу, когда совсем страшно, когда на руках младенец, незаменима поддержка врача, которому мама доверяет и который - это очень важно! - доверяет ее материнскому чутью. Потому что окончательное решение должна принять мама - это ее ребенок, и никто не чувствует его лучше, чем она. Врач должен позволить ей взять ответственность за здоровье ребенка на себя. Это непросто для обоих: он-то к своей ответственности привык, а молодая мама этому только учится. Но если это удастся раз, удастся два, мама сживется со своей ролью хранительницы семейного здоровья. И сможет взаимодействовать с любым врачом - и из дорогого центра, и из обычной поликлиники.

Врач для нее - это глаза (а участковый педиатр имеет огромную практику), это информация о состоянии ребенка. И я обращаюсь к врачу, когда болеют мои дети. Хочу, чтобы посмотрели еще одни глаза. А вдруг я чего-то не вижу?

Но принимать решение - это мамина задача. И я учу своих слушательниц, независимо от того, с каким врачом они будут иметь дело, знать, что нужно их ребенку. А если мама устраняется от этой задачи - чего-то боясь или ища какого-то хорошего врача - она идет по ошибочному пути. Мы почему-то думаем, что если у нас хороший врач, у нас будет здоровый ребенок, а если плохой... Но врач не дает здоровье - он лечит болезнь. Чувствуете разницу? Это общий принцип медицины, и глупо ругать врачей за то, что они не бездействуют, а выполняют свой профессиональный долг: борются с болезнями, используя при том новейшие лекарственные средства. Я могу сколько угодно просвещать родителей, учить их принимать решения, обсуждать с ними сложные вопросы. Но если меня вызывают к больному ребенку и хотят, чтобы я поскорее избавила его от страданий, чтобы я его вылечила... Я буду бороться с болезнью, буду назначать лекарства, а не призывать родителей к ответственности.

Но в детском возрасте с большинством болезней не нужно бороться, ими нужно переболеть. Детский организм должен научиться и этому, как учится он тысяче других вещей в ранние годы. Не боритесь с болезнью! Возьмите ее в союзники! Разумно проведенная болезнь делает вашего малыша здоровее!

 

 

Статьи

О детях и родителях

Д. Ребрин - инструктор по обучению плаванию
Иной взгляд на детско-родительские отношения.
Хорошо забытое старое.

Гимнастика для малышей, раннее плавание, массаж

О. Лыжина, психолог
Расторможенность. Как помочь ребенку.
Консультация детского психолога

Л. Э. Канарш, врач-логопед
Карл у Клары украл кораллы
Логопед родителям о развитии речи детей

Н. Вичканова, педагог, психолог
Волшебная роль сказок

Н. Вичканова, педагог, психолог
Детский фитнес

Т. Чупуштанова, педиатр
В мире с болезнями

А. Бояринцева, педагог
Как привить ребенку интерес к чтению?

А. Романова
Бояться ли страшных игрушек

Д. Акимов
Детская динамическая гимнастика

Колыбельные. Тексты колыбельных

Как связать пинетки

Все статьи >>

Программы для родителей

Мамина школа

Родительский клуб

Уход за ребенком.
Грудное вскармливание

Детский массаж (обучение)

Родительская группа. Для родителей детей от года

Программы для детей

Детские студии

 

Консультации

Психолог
Остеопат
Логопед

 

 

Консультации и логопедические занятия с детьми

КОММЕНТАРИИ 

Беременность и роды

Отзывы Написать комментарий

 

Все детские программы
Курсы подготовки к родамБассейн для беременных Бассейн для беременных

РасписаниеЦены и скидки

 

8 499 133 6657    8 499 133 4346    8 495 220 8717    Адреса, контакты
  пр. Вернадского Беляево Арбат Новокузнецкая Динамо
8 926 077 0046 до 21.00
E-mail: info@magichild.ru