На главную страницу

(495) 133-43-46 Семейный центр > Статьи

Солнце
О детской игрушке


:: Статьи ::
Беременность и роды
Зачем нужны курсы
  по подготовке к родам?

Сроки беременности
Массаж для беременных
Неудобства во время
  беременности

Дыхание и голос в родах
Общение до рождения
Беременность и солнце
Беременность и алкоголь
Ароматерапия во время
  беременности

Роды. Древние
  повивальные обряды
Фитнес
Спортивные занятия
  для беременных

Движение - жизнь
О танце живота
О детях
О грудном вскармливании

Расторможенность.
  Как помочь ребенку.

Sandplay "игра с песком"
В мире с болезнями
Речь

Волшебная роль сказок
Детский фитнес
Лиза и Мяка.
  О детской игрушке

Как привить ребенку
  интерес к чтению?

О Глене Домане
  и не только

Учиться саморазвитию 
  может каждый!
Прививки
Мысли некомпетентного
  человека по поводу
  прививок

Реабилитация
  после вакцинации

Прививки и аллергия

Разное
Детская динамическая
  гимнастика

Колыбельные
Как связать пинетки
Как связать чепчик

Экология детского счастья

Вопросы и ответы

Лиза и «Мяка»

Щапова Мария, детский психологМария Щапова,
детский психолог

Детской игрушке, возможно, столько же лет, сколько человечеству. В Древнем Египте для детей делали из глины фигурки крокодилов, бегемотов, обезьян. Знаменитый Шлиман, нашедший троянское золото, обнаружил заодно еще и много интереснейших вещиц: глиняные детские куколки, игрушечную посудку, погремушки. Археологи свидетельствуют, что в Помпеях дети играли в куколки-марионетки с подвижными руками и ногами. Видимо, всегда существовала и мягкая игрушка. Сначала как кусочек шерсти, потом как куколка, сшитая из лоскутков ткани, которую могли набивать травой, украшали, используя разные виды рукоделия, вышивку, кружева, вязание.
Мы обращаемся к истории не из чувства почтительности к седой старине, а скорее из понимания того, что это богатейший проверенный веками человеческий опыт, который не пылится на полках, а продолжает быть востребованным. Становление ребенка происходит по определенным правилам, которые нам более или менее известны, но мы снова и снова пытаемся их объяснить себе.
В детском развитии существуют определенные ритмы и законы, которые можно понять, внимательно всматриваясь в то, как дети играют. Ребенок берет в руки те или иные игрушки не потому, что ему больше нечем заняться, а потому что внутренний ритм формирующих его физических и душевных сил пробуждает в нем потребность подражать этим силам. Родившись, младенец играет своими ножками, пальчиками, потом он начинает увлекать в игру окружающие предметы. Наиболее полезными являются игрушки, которые обладают простой формой. Они должны быть податливы нежным пальчикам ребенка, соответствовать развивающемуся чувству осязания и мягкости костей и суставов. Ручки не должны наталкиваться на твердую заданную форму, они должны сами ее формировать. Это помогает развивать способности восприятия и силу воображения. А первой куклой ребеночку становиться подушечка или пеленка.

Мама укрывает Лизу мягким одеяльцем светло зеленого цвета с рисунком розовой кошечки в центре. Мама ласково называет одеяльце «Мякой». Лизе нравится, как это звучит. Лиза обожает с ним играть, она натягивает его себе на голову и кричит: «Мямя!!!» Наружу торчит один носик. Лиза и «Мяка» – одно единое целое. Внутри и снаружи тепло и уютно. С «Мякой» легко уснуть. С нею вместе не так страшно, когда Лиза приходит в гости в другое место, в чужой дом, потому что, закрывшись с головой можно сразу же очутиться в своем теплом и уютном, знакомом и безопасном. Вот Лиза уже начинает ходить, а где же «Мяка»? Она рядом. Лиза волочит ее за один конец по полу, когда идет на кухню, где мама готовит обед и, где есть кастрюли, способные так громко и потрясающе звучать. Пока Лиза занимается кастрюлями, мама заботливо сворачивает «Мяку» в сверточек, как упеленывают ребеночка. Лиза удивлена. Однако, произошедшая перемена ей нравится – теперь «Мяку» можно понянчить - покачать на ручках, покормить и даже посадить на горшок. О! Какое наслаждение все это делать вместе с «Мякой». Есть Лиза и есть «Мяка». Мама так терпима, она всегда позволяет взять «Мяку» с собой. Она иногда хочет ее постирать, но Лиза огорчается, потому что «Мяка» тогда будет другой. А вот «Мяка» уже зовется «Кысой», и она все чаще остается в кроватке, когда Лиза уходит гулять или в гости, потому что у Лизы появился мишка и рыженькая Таня, и вообще много разных, увлекательных занятий, больших и маленьких друзей.

Наблюдая за ростом Лизы, мы видим, как трансформируется, изменяясь сущностно, один и тот же предмет – одеяльце. Эта трансформация игрушки является символическим отражением внутренней психической эволюции, которую проходит ребенок в первые полтора года своей жизни. Формирующееся Я еще слито с окружающим пространством, с мамой и предметами вокруг, оно ощущает себя продолжением и частью всего мира. Постепенно Я начинает обретать свою форму, сначала чуть различимую, а с освоением речи и уже вполне конкретную.
Вязанные мячикиВажно, чтобы первые куколки не обладали совершенной человеческой формой, а были скорее бесформенными, но имели сочные, натуральные, разнообразные расцветки. Если у ребенка есть такая игрушка, то чувственное восприятие включает творческие жизненные силы, которые есть от рождения в каждом. Воображение наделяет ее различными качествами и связями. Хороши и мягкие матерчатые мячики, вязанные или из сваленной шерсти. Такой мячик не укатится далеко, до него легко доползти и дотянуться. Можно сделать импровизированный бусы, нанизав на них лоскуты тканей. А еще можно наполнить маленькие матерчатые мешочки различными крупами. Такие игрушки пробуждают в младенце сознание наблюдающее и воспринимающее. Постепенно он начинает различать себя из единой реальности с матерью и миром. Ребенок впускает и впитывает в себя мир, точно так же как он впускает в себя грудь и насыщается материнским молоком. Статичные, твердые игрушки не дают творческим силам ребенка возможности работать. Сознание еще не готово различать и перерабатывать (переваривать) их.
В течение первого года жизни еще нет собственно игры, есть движение в ее сторону, поскольку тот, кто играет, то есть Я еще только формируется. Это игра ручек, ножек, игра с органами речи – лепет, крики, освоение различных звуковых сочетаний. Ребенок испытывает необыкновенную радость от шума, который сам производит. Эта радость звучания возвещает всему миру о появлении и утверждении Я. Ребенок сам находит с необыкновенной изобретательностью все, что ему нужно для производства звуков. Мы можем удовлетворить его «звуковой голод» подарив ему погремушку, производящую натуральный, не электронный шум. Электронные звуковые игрушки – это эрзац, заменители. Нажимая одним пальчиком клавишу, малыш слышит звук и испытывает некую эмоцию. Однако он вовлечен в этот процесс не всем своим телесным существом, так как электронные звуки дисгармоничны и не способны развить настоящий вкус. Тело не откликается резонансом на искусственные звуки, только диссонансом.
Процесс детского развития постепенный и непрерывный. Именно поэтому важно, чтобы взрослые правильно понимали потребности маленького человечка. Зачем смущать и отвлекать естественный ход его становления игрушками токсичными для психики?

***

М. Щапова SANDPLAY "ИГРА С ПЕСКОМ". Психологический метод >>>
М. Щапова Личная страничка >>>
Все статьи



Добавить\читать комментарии (Ваш комментарий будет первым)

Вопросы и запись на занятия
по телефонам:
8 499 133 4346, 8 499 133 6657, 8 499 133 1539 - занятия на пр. Вернадского
и на Арбате.
8 495 220 8717 - занятия в Беляево.

Ждём Ваших предложений, удачи Вам!

На главную О центре  Занятия  Команда  Адреса Книги  Статьи Прививки Роддома Вопросы Начало страницы