ПОЧИТАТЬ
О детях и родителях
О детях и родителях

О детской игрушке.
Наборы для детского творчества: создаем своими руками

Александра Романова, психолог

Александра Романова, психолог

Начнем с краткого обзора товаров, представленных сегодня под этим общим названием на рынке.

Наборы для рисования и лепки

Это самая многочисленная и разнообразная группа товаров этой категории. Такие виды деятельности, как рисование, лепка, апликация, в которых ребёнок может выдумывать, фантазировать и воплощать свой замысел в материале, традиционно относят к развивающим занятиям для дошкольников. Однако, то что можно найти на прилавках магазинов в специальных отделах, к сожалению, редко соответствует заявленному названию. Предлагаемые  наборы, в большинстве своем, к творчеству не имеют никакого отношения. Они не требуют от ребенка ни фантазиии, ни собственного замысла, а предполагают всего лишь четкое выполнение инструкций.

Наибольшим разнообразием отличаются наборы типа «смоделируй и раскрась». Большая часть из них предполагает заливку глины или гипса в формы, для получения соответствующих фигурок, барельефов или просто кирпичиков. Также прилагаются краски и инструкция для раскрашивания. Встречаются такие наборы для создания различных мультипликационных персонажей, рамок для фотографий. Набор для строительства кроме самого материала (гипса), состоит из целого комплекта форм для заливки. Изготовив с их помощью кирпичики, черепицу, колонны и т.п., можно «построить» самые разные здания (в набор также входят клей и краски).

В некоторых магазинах можно встретить набор под названием «Гончар». В него входят миниатюрный гончарный круг с электрическим мотором, голубая глина, скульптурный стик (специальный нож для работы с вязкой глиной, придания ей первичной грубой формы) и руководство по изготовлению цветочных горшков. На готовые изделия может наноситься краска.

Просто глина и пластилин редко встречаются в специализированных отделах для детского творчества. И хотя эти  материалы, в их чистом виде, лучше всего подходят для по-настоящему творческого процесса, так же как и «пластику» (специальный состав, напоминающий пластилин, который после обжига в обычной духовке становится твердым) их легче найти в отделах канцтоваров или в художественных магазинах.

К наборам для творчества относят и различные комплекты для рисования. Это могут быть как просто большие наборы мелков или карандашей (включающие порой до ста цветов), так и комплекты для рисования в смешанной технике, состоящие из цветных карандашей, красок и, например, пастели. Здесь же можно встретить магнитные доски для рисования (рисунок появляется за счет прилипания металлической магнитной крошки к экрану), как черно-белые, так и цветные. К их разновидности относится специальная доска: нарисованное на ней автоматически отпечатывается на бумаге. Встречаются наборы трафаретов для рисования на стекле или пластмассе, наборы для рисования цветным песком (который приклеивается к готовым изображениям), а также различные фигурные линейки для рисования. Как и в случае с лепкой, дорогие наборы для рисования, включающие множество специальных приспособлений, имеют гораздо меньший «творческий потенциал», чем обычные коробки с красками, карандашами или фломастерами.

Наборы для детского рукоделия

Эта группа наборов для творчества особенно разнообразна. В ней выделяются несколько подгрупп. В большом количестве встречаются специальные детские наборы для вышивания. Обычно, в них входит пластиковая основа-сетка, шерстяные или хлопковые нитки и игла (часто тоже пластиковая). Рисунок и цветовая гамма, как правило, заданы, отображены на пластиковой основе.

Очень привлекательными для детей (особенно для девочек) являются наборы для создания украшений. Однако все они также предполагают один единственный способ действия - нанизывание. Нанизывать можно всевозможные бусины, бисер и другие части украшений. Встречаются как «чистые» варианты (только деревянные бусины и нить для нанизывания), так и «смешанные» (деревянные, пластиковые бусины, бисер, мулине и т.п.) Также в большом количестве представлены наборы для шитья. В них входит все необходимое для создания различных, сшитых вручную, предметов – игрушек, домашних аксессуаров (подушек, прихваток, фартуков), костюмов для кукол. Кроме того, встречаются детские наборы для вязания, бисероплетения, ткачества (создания «гобеленов»).

Конструкторы, паззлы, мозаики.

Под той же вывеской - «наборы для творчества» - часто встречаются различные паззлы, мозаики, конструкторы и головоломки. Что касается конструкторов, то к «творческим» чаще относят деревянные, требующие более сложного образа действия, наборы. Также часто можно встретить наборы для моделирования – создания деревянных, пластиковых или металлических моделей транспорта, животных, насекомых и т.п. Среди мозаик, представленных в отделах игр и игрушек для творчества, есть как вполне классические варианты (доски со штырьками, на которые надеваются цветные пластиковые детали), так и экзотические (на тканое основание выкладывается рисунок, который затем закрепляется с помощью утюга). В большом количестве представлены наборы для создания мозаик из природных материалов – цветного песка, мелких камешков, различных зерен, крупы и т.д. Кроме самих материалов в набор обычно входит пластиковая основа с картинкой, на которую они наносятся, и клей. Отдельного упоминания заслуживают магнитные мозаики. Это замечательный материал не только для творчества и создания всевозможных изображений, но и для детского эксперементирования со свойствами магнита.

Праздничные наборы

К ним относятся всевозможные карнавальные костюмы, маски, парики, наборы грима и детской декоративной косметики. С определенного возраста, такой вид творчества — по созданию собственного образа, становится одним из любимых занятий малышей.

Итак, в категорию «наборы для творчества» попадают самые разнообразные комплекты для продуктивной (т.е. имеющей результатом какой-либо продукт) деятельности ребёнка. Как разобраться в представленном на рынке многообразии товаров, и выбрать именно то, что надо вам и вашему малышу?

Первые ростки детского творчества можно заметить не в материальных продуктах, а в игре. Рождение новых образов, сюжетов, словосочетаний - всё это проявления детского творчества. Первыми признаками творческого начала являются игровые замещения, т.е. способность ребёнка замещать в игре один предмет другим. Например, использовать палочку в качестве градусника, или ложки, или змеи, или человечка. Когда ребёнок 2-3 лет рождает этот образ сам – это настоящее творчество. Вообще, полноценная сюжетная игра – это и проявление детского творчества, и главное условие его становления.

Позднее, около 5 лет творчество начинает проявляться в продуктивной деятельности – в том, что и как ребёнок рисует, лепит, организует игровое пространство. Для этого как раз и могут быть полезными всевозможные наборы для творчества. Новый привлекательный материал побуждает дошкольника сделать что-то новое, своё. Создавая новый необычное произведение – будь то рисунок на стекле, или бусы, или фигурку из глины – ребёнок чувствует себя творцом и гордится созданным.

Итак, польза наборов для творчества, как необходимого материала для развития ребёнка, не подлежит сомнению. Остается вопрос, как правильно выбрать такой набор, подходящий именно вашему малышу. Здесь, следует ориентироваться на некоторые важные моменты. Первый – это возраст ребенка, а значит его интересы и моторные умения.

Понятно, что чем младше ребёнок, тем проще должно быть задание. Малыши в 3-4 года любят нанизывать бусы, лепить шарики или колбаску из пластилина, приклеивать наклейки, оставлять отпечатки на бумаге, рисовать ладошками специальными красками. Все эти действия можно назвать творческими для малышей: они приносят новые продукты и новые переживания своего успеха и своих достижений (даже если эти достижения «делятся» с мамой или бабушкой).

Детям от 5 лет доступны более сложные виды деятельности с разнообразными материалами. В этом возрасте малыш уже может выполнять многоступенчатые действия, требующие удержания цели. Мотивом деятельности часто служит уже не сама работа с материалом, а некая внешняя цель. Например, ребенок может лепить те же шарики и колбаски, но с тем, чтобы в итоге сделать из них какое-нибудь животное или человечка. Эту тенденцию к поиску новых задач в ребенке необходимо поощрять, поскольку именно она является основой дальнейшего развития произвольности. Сделать это легко - надо лишь выдумать сказочный или игровой сюжет для вашего с малышом совместного творчества. К лепке, например, можно подключить кукол, которым «очень нужна» новая посуда, а готовые бусы вдруг могут оказаться «подарком» для феи из сказочной страны. Важно также в дополнение к старым, постепенно вводить новые материалы, требующие иного способа действия.

Но, конечно же, главным адресатом большинства наборов для творчества являются дети от 7 лет. В этом возрасте ребенок уже способен продолжительное время и самостоятельно заниматься одним делом, что связано с развитием произвольности. Увеличивается также объем знаний, умений и навыков. Ребенку уже доступна большая часть предполагаемых наборами для творчества способов действия, знакомы почти все материалы. Кроме того, именно в этот возрастной период у малыша возникает собственно потребность в продуктивной деятельности. Создание собственными руками материальных объектов из приятного дополнения к игре превращается в деятельность, имеющую самостоятельную ценность. Сам акт творчества становится осознаваемым, особую ценность приобретает и «продукт». Семилетнему малышу крайне важно, что и зачем он делает, на первый план выходит практическая ценность. Чем больше применений он и окружающие взрослые находят его изделию, тем больше радость и гордость малыша.

Другой важный момент – насколько приглянувшийся вам набор соответствует своему названию «для творчества». Вообще, из всей массы представленных под этим названием на рынке товаров, к «истинно» творческим можно отнести лишь малую их часть. Некоторые из видов, например, конструкторы, мозаики и пазлы традиционно считаются отдельным видом развивающих игр, не имеющими непосредственного отношения к творчеству. Их польза несомненна, однако, она совсем в другом. Собирая составную картинку или пазл, создавая мозаику из заданных материалов и по имеющемуся образцу, малыш учится удерживать цель (целенаправленность действий), видеть в разрозненных частях целое (целостность восприятия). Однако все его действия подчинены заданному образцу (в этом и состоит задача), а значит, о творчестве здесь говорить не приходится.

Наборы для детского творчества должны не только ставить какую- либо задачу перед ребенком (слепить, вырезать, склеить и пр.), т.е. научить ребенка различным умениям, они должны обладать таким важным условием для творчества как открытость, вариативность для других действий. Важно, чтобы ребенок смог реализовать и собственную задумку, не ограничиваясь поставленной задачей.

Полностью статья была опубликована в журнале "Мама и Малыш"

 

 

КОММЕНТАРИИ 

Беременность и роды

Отзывы Написать комментарий