Главная | Семейный центр > Статьи > О детях | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Статьи ![]() Для беременных ![]() Роды Детские студии
![]() |
|
Создателем метода Sandplay ("Игра с песком") является Дора Калфф, ученица К.Г. Юнга и исследовательница культур Востока. Она так же училась у английского детского психотерапевта Маргарет Ловенфельд, которая 1929 году предложила на терапевтическом сеансе детям ящичек с песком, воду и миниатюрные игрушки. Ловенфельд называла это "техникой построения мира". Сегодня Sandplay является полноценной психоаналитической техникой, признанной во всем мире. |
Если мы говорим о Sandplay, технике сформировавшейся в русле аналитической психологии, то его философия основана на юнговском взгляде на природу психического, т.е психика определяется целокупностью всех психических процессов, сознательных и бессознательных, как подвижное и струящееся событие изменяющееся с калейдоскопической быстротой. По Юнгу, психика обладает собственной глубинной мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации. Для активизации психического иммунитета необходимы условия. Этими условиями является создание надежного и безопасного пространства, где возможно почувствовать подвижность и изменчивость психического в первую очередь благодаря фиксации и созданию образов. В Sandplay песочница, комната и, конечно, терапевт способствуют появлению у человека чувства защищенности и свободы действий. Оптимальные размеры песочницы, позволяют удерживать в поле зрения всю песочную картинку и дают почувствовать границы.
Наряду с высоким эмоциональным подъемом, часто сопровождающим создание
композиции, возникает и чувство безопасности, поскольку - песочный
мир - это мир под контролем. Кабинет терапевта так же, как и песочница,
является теменосом - священным местом встречи с самим собой, поэтому
важно, при заключении "договора" определить правила работы,
задающие границы, а значит и возможности безопасности. Будучи интроецированными,
задаваемые границы являются существенным фактором стабилизатора
психической энергии. Так детишкам объясняется сразу, что, находясь
в комнате, делать можно, а что нельзя. Акцентируя на последнем.
Запреты касаются только нанесения телесных повреждений, поломок
игрушек и высыпания песка на пол. Использование
клиентом песочницы не является самоцелью. Есть дети и взрослые,
которым необходимо, чтобы прошло некоторое время, прежде чем они
будут готовы к работе с песком, поэтому в кабинете есть другие игрушки,
предметы для совместных игр, принадлежности для рисования, - то,
что пригодно для терапевтической работы. Позиция терапевта - это
скорее позиции: "молчаливого свидетеля" и "включенного
наблюдателя". Познакомив с имеющимися в кабинете предметами,
терапевт поощряет свободное течение процесса, искренне выражая любопытство
и удивление процессом, готовность поддержать и понять. Он так же
осуществляет обратную связь, отзеркаливая образы и эмоции в процессе
работы, принимая сомнения и страхи. Не допускается прямого вмешательства
в создающуюся песочную композицию, за исключением тех случаев, если
клиент сам просит помочь. По завершении композиции, возможно, обсудить
ее точки зрения символизма или того, как себя чувствует тот или
иной персонаж. Такие истории и проговоры во время и после создания
картинки порой помогают связать волшебный мир песочных образов с
актуальной жизненной ситуацией клиентов. Интерпретация, как правило,
осуществляется после того, как пройдет некоторое количество сессий.
Однако, каждый процесс сам по себе настолько уникален, что не верно
говорить о жестких правилах в этом смысле. При этом хочу подчеркнуть,
что детские работы не интерпретируются вообще. Это очень важно,
поскольку интерпретация взрослого песочной картинки может быть воспринята
ребенком как критика. Будучи ответственным за эмоциональное благополучие
ребенка, терапевт находится в контакте с родителями, т.е. он доносит
им информацию о чувствах и эмоциях ребенка. Готовность к сотрудничеству
со стороны родителей является важной опорой в работе. Иногда детки
хотят, чтобы мать или отец присутствовал на сеансе, или зовут их
по его окончания, чтобы показать свое песочное творение. Совместные
переживания во время создания песочной работы позволяет родителям
лучше понять, что происходит с ребенком.
Sandplay, признанный метод психоаналитической терапии, сравнительно
недавно стал находить своих последователей среди отечественных психологов
и психотерапевтов.
Подготовила Мария Юрьевна Щапова,
психолог, специалист по методу Sandplay
Статья опубликована в журнале
"Практическая
психология и логопедия" №1-2 2003г.
Вы можете записаться, заполнив форму, и наш администратор перезвонит по указанному вами телефону в ближайшее время. Можно также записаться, позвонив нам по телефону.
Добавить\читать комментарии (Ваш комментарий будет первым)
Вопросы и запись на занятия
8 499 133 4346, 8 499 133 6657 - занятия на пр. Вернадского, Арбате, Динамо, Сухаревской.
8 495 220 8717, 8 926 903 7554 - занятия в Беляево.
Ждём Ваших предложений, удачи Вам!
беременность |
Никакая часть сайта Семейного центра Волшебный Ребенок не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без разрешения администрации сайта.
По вопросам сотрудничества обращайтесь сюда