Дислалия - нарушение звукопроизношения - подразделяется на два вида:
органическую - вызванную органическими дефектами переферического
речевого аппарата: изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной
связки (уздечки); неправильное строение нёба (слишком высокое, наоборот
низкое, плоское и т.д.)
функциональную - выражающуюся
в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении
артикуляционного аппарата нет.
При органической дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолого. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.
Причины возникновения функциональной дислалии:
Выделяются несколько видов дислалии:
1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з,
з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.
2. Ротацизм - нарушение призношения звуков р, р".
3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".
4. Дефекты произношения небных звуков:
каппацизм - звуков к и к"
гаммацизм - звуков г и г"
хитизм - звуков х и х"
йотацизм - звука й.
5. Дефекты озвончения - недостотки произношения звонких согласных
звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф,
з-с, ж-ш, г-к, и т.д.
6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые
заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к
и т.д.
По количеству нарушенных звуков дислалия делится
на простую (когда нарушеннодо четырех звуков) и сложную (нарушенно
более пяти звуков).
Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной
группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект
распространяется на две и более артикуляционные группы (например,
сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.
В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и поддатлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче.
Если не обратить должного внимания на речевые
проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения
может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты
устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста
4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление
дислалии.
Записаться на консультацию логопеда
Меньше отзывов
БЕРЕМЕННОСТЬ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ
РОДЫ И СОПРОВОЖДЕНИЕ В РОДАХ