Мария
Щапова,
детский психолог
Детской игрушке, возможно, столько
же лет, сколько человечеству. В Древнем Египте для детей делали
из глины фигурки крокодилов, бегемотов, обезьян. Знаменитый Шлиман,
нашедший троянское золото, обнаружил заодно еще и много интереснейших
вещиц: глиняные детские куколки, игрушечную посудку, погремушки.
Археологи свидетельствуют, что в Помпеях дети играли в куколки-марионетки
с подвижными руками и ногами. Видимо, всегда существовала и мягкая
игрушка. Сначала как кусочек шерсти, потом как куколка, сшитая из
лоскутков ткани, которую могли набивать травой, украшали, используя
разные виды рукоделия, вышивку, кружева, вязание.
Мы обращаемся к истории не из чувства почтительности к седой старине,
а скорее из понимания того, что это богатейший проверенный веками
человеческий опыт, который не пылится на полках, а продолжает быть
востребованным. Становление ребенка происходит по определенным правилам,
которые нам более или менее известны, но мы снова и снова пытаемся
их объяснить себе.
В детском развитии существуют определенные ритмы и законы, которые
можно понять, внимательно всматриваясь в то, как дети играют. Ребенок
берет в руки те или иные игрушки не потому, что ему больше нечем
заняться, а потому что внутренний ритм формирующих его физических
и душевных сил пробуждает в нем потребность подражать этим силам.
Родившись, младенец играет своими ножками, пальчиками, потом он
начинает увлекать в игру окружающие предметы. Наиболее полезными
являются игрушки, которые обладают простой формой. Они должны быть
податливы нежным пальчикам ребенка, соответствовать развивающемуся
чувству осязания и мягкости костей и суставов. Ручки не должны наталкиваться
на твердую заданную форму, они должны сами ее формировать. Это помогает
развивать способности восприятия и силу воображения. А первой куклой
ребеночку становиться подушечка или пеленка.
Мама укрывает Лизу мягким одеяльцем светло зеленого цвета с рисунком розовой кошечки в центре. Мама ласково называет одеяльце «Мякой». Лизе нравится, как это звучит. Лиза обожает с ним играть, она натягивает его себе на голову и кричит: «Мямя!!!» Наружу торчит один носик. Лиза и «Мяка» – одно единое целое. Внутри и снаружи тепло и уютно. С «Мякой» легко уснуть. С нею вместе не так страшно, когда Лиза приходит в гости в другое место, в чужой дом, потому что, закрывшись с головой можно сразу же очутиться в своем теплом и уютном, знакомом и безопасном. Вот Лиза уже начинает ходить, а где же «Мяка»? Она рядом. Лиза волочит ее за один конец по полу, когда идет на кухню, где мама готовит обед и, где есть кастрюли, способные так громко и потрясающе звучать. Пока Лиза занимается кастрюлями, мама заботливо сворачивает «Мяку» в сверточек, как упеленывают ребеночка. Лиза удивлена. Однако, произошедшая перемена ей нравится – теперь «Мяку» можно понянчить - покачать на ручках, покормить и даже посадить на горшок. О! Какое наслаждение все это делать вместе с «Мякой». Есть Лиза и есть «Мяка». Мама так терпима, она всегда позволяет взять «Мяку» с собой. Она иногда хочет ее постирать, но Лиза огорчается, потому что «Мяка» тогда будет другой. А вот «Мяка» уже зовется «Кысой», и она все чаще остается в кроватке, когда Лиза уходит гулять или в гости, потому что у Лизы появился мишка и рыженькая Таня, и вообще много разных, увлекательных занятий, больших и маленьких друзей.
Наблюдая за ростом Лизы, мы видим, как трансформируется,
изменяясь сущностно, один и тот же предмет – одеяльце. Эта трансформация
игрушки является символическим отражением внутренней психической
эволюции, которую проходит ребенок в первые полтора года своей жизни.
Формирующееся Я еще слито с окружающим пространством, с мамой и
предметами вокруг, оно ощущает себя продолжением и частью всего
мира. Постепенно Я начинает обретать свою форму, сначала чуть различимую,
а с освоением речи и уже вполне конкретную.
Важно,
чтобы первые куколки не обладали совершенной человеческой формой,
а были скорее бесформенными, но имели сочные, натуральные, разнообразные
расцветки. Если у ребенка есть такая игрушка, то чувственное восприятие
включает творческие жизненные силы, которые есть от рождения в каждом.
Воображение наделяет ее различными качествами и связями. Хороши
и мягкие матерчатые мячики, вязанные или из сваленной шерсти. Такой
мячик не укатится далеко, до него легко доползти и дотянуться. Можно
сделать импровизированный бусы, нанизав на них лоскуты тканей. А
еще можно наполнить маленькие матерчатые мешочки различными крупами.
Такие игрушки пробуждают в младенце сознание наблюдающее и воспринимающее.
Постепенно он начинает различать себя из единой реальности с матерью
и миром. Ребенок впускает и впитывает в себя мир, точно так же как
он впускает в себя грудь и насыщается материнским молоком. Статичные,
твердые игрушки не дают творческим силам ребенка возможности работать.
Сознание еще не готово различать и перерабатывать (переваривать)
их.
В течение первого года жизни еще нет собственно игры, есть движение
в ее сторону, поскольку тот, кто играет, то есть Я еще только формируется.
Это игра ручек, ножек, игра с органами речи – лепет, крики, освоение
различных звуковых сочетаний. Ребенок испытывает необыкновенную
радость от шума, который сам производит. Эта радость звучания возвещает
всему миру о появлении и утверждении Я. Ребенок сам находит с необыкновенной
изобретательностью все, что ему нужно для производства звуков. Мы
можем удовлетворить его «звуковой голод» подарив ему погремушку,
производящую натуральный, не электронный шум. Электронные звуковые
игрушки – это эрзац, заменители. Нажимая одним пальчиком клавишу,
малыш слышит звук и испытывает некую эмоцию. Однако он вовлечен
в этот процесс не всем своим телесным существом, так как электронные
звуки дисгармоничны и не способны развить настоящий вкус. Тело не
откликается резонансом на искусственные звуки, только диссонансом.
Процесс детского развития постепенный и непрерывный. Именно поэтому
важно, чтобы взрослые правильно понимали потребности маленького
человечка. Зачем смущать и отвлекать естественный ход его становления
игрушками токсичными для психики?
***
БЕРЕМЕННОСТЬ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ
РОДЫ И СОПРОВОЖДЕНИЕ В РОДАХ