Александра Романова, психолог
В наш век техники, многие родители стараются как можно раньше познакомить своего ребенка со всевозможными достижениями прогресса. Тенденция сохраняется и при выборе игрушек, в том числе транспортных. Однако, на самом деле, всевозможные технические усложнения транспортной игрушки - наличие батареек, электронной «начинки», пульта управления и т.д. не только не нужны, но и могут оказать вредное воздействие на развитие ребенка. Самостоятельное движение заводной или электронной игрушки не только может явиться препятствием для собственной двигательной активности малыша (зачем бегать, если машинка и так едет), но и может привести к исчезновению игры, отсутствию воображения и творческого подхода к решению игровых задач у ребенка. «Самодвижущиеся» игрушки учат лишь набору стереотипных движений - включить, выключить, передвинуть рычаг и т.д., в результате, воображаемый, игровой план действия не возникает и манипуляции с игрушкой носят формальный характер. Это может показаться парадоксальным, но в отличие от настоящей, игрушечная машинка чем проще, тем лучше.
Они бывают двух видов — передние и задние. К первому относятся те игрушки, которые ребенок приводит в движение, толкая перед собой, ко второму - которые нужно тянуть за веревочку.
Ориентироваться при выборе игрушки на колесах следует прежде всего на возраст ребенка. «Игрушка-каталка» прекрасно подойдет для самых маленьких (от 1,5 до 3-х лет). Причем, вначале, лучше купить так называемую «переднюю каталку» - яркую бабочку или птичку, которую малыш будет приводить в движение, толкая ее перед собой. С помощью этого нехитрого приспособления ваш ребенок научится связывать движения предметов с собственной активностью. Кроме улучшения координации такая игрушка способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка. Большинство таких игрушек имеет дополнительные подвижные части, реагирующие на действия ребенка (бабочка машет крылышками, у вертолета крутится пропеллер). Такие детали не только «оживляют» игрушку, но и вызывают большой исследовательский интерес у маленьких детей.
Позднее, когда малыш хорошо освоит пространство перед собой, «переднюю» каталку можно будет сменить на «заднюю» - машинку или зверушку с веревочкой, за которую ее надо тянуть. Эта вторая разновидность игрушек-каталок помогает ребенку освоить пространство, находящееся за его спиной. Малыш учится удерживать каталку или машинку от падений на поворотах, выбирать путь с наименьшим количеством препятствий.
В качестве дополнительной транспортной игрушки для ребят этого возраста, можно использовать всевозможные игрушки для ванной. Игры с недорогими резиновыми или пластмассовыми корабликами и лодочками делают саму процедуру купания более приятной и легкой для мамы и ее малыша, а также служат развитию моторно-двигательных навыков ребенка, учат его манипуляциям с предметами не только «на суше», но и в воде.
В эту группу входят все игрушечные транспортные средства, которые ребенок может использовать для перевозки различных, достаточно крупных предметов (кубиков, мягких игрушек и т.п.). Это могут быть легковые машины, коляски, грузовики, паровозы, самолеты или кораблики. Главное для такой игрушки вмеестительность и прочность. При покупке машинки или коляски обязательно обратите внимание на размер колеса - они должны быть большими, чтобы «транспортное средство» не опрокидывалось на поворотах.
Возрастной диапазон использования этих игрушек достаточно широк - начиная с 2,5 лет и заканчивая старшим дошкольным возрастом. Младшие дети с удовольствием будут использовать большой паровоз или грузовик с прицепом для предметных игр – катания по полу или дорожкам из кубиков, открывания и закрывания дверей и т.д. Для старших тот же игрушечный транспорт станет необходимым материалом для сюжетно-ролевых игр: в шофера, если это грузовик, в дочки-матери, если это коляска, в машиниста, если это поезд. Желательно, чтобы хотя бы несколько деталей игрушки были подвижными, однако слишком большая «техническая оснащенность» не нужна - изобилие всевозможных рычагов, кнопок и подвижных частей может отвлечь ребенка, и тем самым помешать ему перейти от простого манипулирования к сюжетным играм.
К этой же категории мы относим и крупный игрушечный транспорт-конструктор, т.е. машинки, самолеты и пароходы, которые ваш малыш собирает сам из деревянных кубиков или пластмассового или металлического конструктора. Преимуществом таких игрушек является их многофункциональность: они могут служить как для конструирования, так и для сюжетных игр. Кроме того, благодаря тому, что машинка или паровозик собирается из отдельных частей, ребенок может сам, в соответствии с тем, в какую игру он играет, изменять вид и назначение своего транспортного средства, прибавляя или убавляя какие-либо детали. Недостаток же большинства таких игрушек состоит в их непрочности - с грузовиком из кубиков не выйдешь погулять во двор, а у пожарной машины из конструктора, при ее усиленном использовании, то и дело отваливаются колеса. Последнее не касается металлического конструктора с болтовым соединением. Такие конструкторы позволяют собирать различную технику: подъемные краны, вертолеты, танки и т.п., отличающиеся особой прочностью. Однако есть и особенности - сборка осуществляется с помощью специальных инструментов (отвертки, гаечного ключа), т.е. только в присутствии и с помощью взрослых.
Развивающий эффект «крупной» транспортной игрушки можно усилить, придумывая вместе с ребенком все новые и новые сюжеты для игры. Таким образом, вы не только продемонстрируйте малышу различные способы использовать его новую машинку, но и научите его примерять на себя разные роли, получать удовольствие от игрового взаимодействия с партнером.
В эту группу входят в основном легковые машинки небольшого размера (от 6 до 15 см), но иногда встречаются и другие виды транспорта. Особенностью этих игрушек, кроме их маленького размера, является их четкая дифференциация по маркам и моделям, благодаря чему они часто используются не столько для игры, сколько для создания коллекций. Коллекционный игрушечный транспорт часто бывают очень привлекательными для маленьких детей, особенно для мальчиков. Однако в качестве основной транспортной игрушки для развернутых сюжетно-ролевых игр эти «малютки» подойдут плохо, прежде всего из-за своего размера, который значительно сужает возможности их использования. Несмотря на то, что малыши, 3,5-4 лет, с удовольствием играют с их помощью в гонки, сажают в них небольшие фигурки, придумывают всевозможные истории с участием одной или нескольких таких машинок, заменить хорошую «крупную» транспортную игрушку они не могут. Слишком маленькие габариты этих машинок, не соответствующие размеру остальных игрушек ребенка, препятствует их использованию для сюжетных игр, мешают их «одушевлению» - чрезвычайно важному компоненту игры дошкольников, и зачастую игра с ними превращается в простую манипуляцию.
В первую очередь сюда следует отнести игрушечные железные дороги, с длинным железнодорожным полотном и поездом с большим количеством вагонов. Сюда же можно отнести тематические наборы «коллекционных машинок» или специальные наборы конструктора: «Пожарная часть», «Милиция», «Скорая помощь» и различные детские наборы, косвенно относящиеся к детскому транспорту (например, набор «Правила дорожного движения», куда кроме машинки входят почти все дорожные знаки).
Возрастные рамки для использования таких игрушек достаточно широки. Малышам, начиная с 3-4-х лет, будут интересны тематические наборы. При этом, лучше выбирать такие, в которые кроме игрушечной техники входят фигурки людей, чтобы ваш ребенок мог использовать его и для сюжетно-ролевой игры. Наборы типа «Правила дорожного движения» подойдут ребятам от 5 лет. Начиная с этого возраста ребенок уже в состоянии принимать предложенные извне правила игры и следовать им достаточно точно. Кроме того, у старших ребят, наряду с игровым, большое значение получает познавательный мотив.
Что касается игрушечного поезда с рельсами, то это отдельный разговор. Такой подарок был и остается мечтой многих мальчиков и девочек, и это не случайно. Получив в подарок железную дорогу, ребенок как бы становится владельцем целого игрушечного мира, в котором все подчиняется воле его воображения и фантазии.
Сегодня в продаже можно встретить также целые транспортные системы, куда входят и товарный состав, различные грузовики, погрузочно-разгрузочные терминалы, заправки, автостоянки и пр. Такое обилие деталей впечатляет ребенка, но чаще всего служит тормозящим фактором в игре: ведь ребенку ничего не нужно придумывать и воображать, все есть уже в готовом виде. Кроме того, такая система часто работает от электрического привода, а значит, вообще и не предполагает активного участия ребёнка.
Хорошая железная дорога, будь она деревянная, пластмассовая или металлическая, должна быть максимально «открытой», т.е. должна предусматривать хотя бы несколько вариантов игры. Для этого в ней, кроме возможности по-разному разложить рельсы, обязательно должны быть открытые вагончики, чтобы ребенок мог в них посадить или положить другие игрушки. Также желательно, чтобы не пустовало место машиниста в головном вагоне - поезд обязательно должен кто-то вести. Электрическая железная дорога приемлема только в том случае, если она предполагает возможность механического перемещения поезда самим ребенком и позволяет ему самому направлять движение.
Конечно, малышу до 3,5 лет не стоит дарить дорогую металлическую железную дорогу, ему больше подойдет упрощенный деревянный аналог. Зато для ребенка постарше «настоящая», максимально приближенная к реальной, игрушечная железная дорога может на долгие годы стать самой любимой и востребованной игрушкой. «Одушевить» только что купленную малышу игрушечную железную дорогу поможет чтение какой-нибудь детской книжки с участием поездов (например, повесть Джани Родари «Голубая стрела) — это позволит вам заинтересовать ребенка, а также подскажет ему возможные сюжеты для игр.
Критериев выбора транспортной игрушки несколько:
Полностью статья была опубликована в журнале "Мама и Малыш"
БЕРЕМЕННОСТЬ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ
РОДЫ И СОПРОВОЖДЕНИЕ В РОДАХ