Канарш Людмила Эммануиловна,
врач-логопед высшей категории,
которая знает о возрастных особенностях речи наших детей решительно всё.
Ребенку через год предстоит отправиться в первый класс, а он, встречая нас после рабочего дня, радостно кричит: «Пливет!» Стоит ли беспокоиться, что некоторые звуки малышу так и не удается произносить правильно? Следует ли самим заниматься с малышом постановкой звуков или необходимо посетить логопеда? С этими вопросами мы обратились к специалисту логопеду.
- Волноваться по поводу произношения некоторых звуков не следует до 4 лет. Правильный грамматический строй, хороший лексический запас, логика, умение рассуждать и анализировать - все эти характеристики должны быть присущи речи четырехлетнего ребенка. После четырех лет должны быть все звуки в норме, но самые сложные звуки «Л», «Р» и шипящие формируются позднее, завершая этап формирования звукопроизношения. Родителям не следует заниматься постановкой звуков самостоятельно. Когда заботливые родители вмешиваются в процесс постановки звуков, то логопеду приходится потом переучивать малыша, что гораздо сложнее. Посетить логопеда следует до 4 лет. К полутора годам у ребенка складывается первая фраза, возможность обнаружить какой-либо дефект у логопеда уже есть.
- Говорить об этом можно, но исправлять все равно нужно! Это не только возможно, но и необходимо!
- Я отношусь к подобному материалу очень осторожно. На мой взгляд, это утопическая идея - купить ребенку диск и полагать, что он научится произносить сложные звуки правильно. Порой попадаются совершенно безграмотные и неверно подобранные материалы для автоматизации уже поставленных звуков. А ставить звуки должен только логопед.
- Звукопроизношение можно исправлять в любом возрасте. В моей практике были такие случаи, когда уже взрослые люди обращались за помощью. Но не нужно запускать проблему. Сегодня практически при каждом детском садике работают логопункты. С более сложными детками работают логопеды в логопедических группах в специальных детских садах. В каждом районе при поликлинике обязательно есть логопед.
- Речевой центр и двигательный центр находятся в непосредственном контакте. Мозаика, лепка, мелкий конструктор — все это мы начинаем очень рано использовать на занятиях в логопедических группах. Мы даже начинаем с малышами вышивать, хотя это больше похоже на первые неумелые стежки, чем на вышивание, но мы активно развиваем мелкую моторику. Также, полезно заниматься пальчиковой гимнастикой и делать массаж пальчиков.
- Наши дети часто обращаются к нам с вопросом: «Почему?» Нам следует задавать им тот же самый вопрос, развивая у наших малышей логическое мышление. Следует как можно больше разговаривать с ребенком, обсуждая все увиденное во время прогулки, пополняя при этом лексический запас. Следует обсуждать прошедший день, пересказывать сказки. Нужно разучивать скороговорки и стихотворения, развивая память.
Специалист может поставить ребенку звуки, научить читать, но только мама может сформировать первую базу знаний.
БЕРЕМЕННОСТЬ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ
РОДЫ И СОПРОВОЖДЕНИЕ В РОДАХ