Гусарова Светлана Александровна, детский логопед, педагог-психолог, специалист по коррекционной педагогике и психологии дошкольниковт
Речь - сложная система навыков.
В процессе
речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие
ребенка к взрослой жизни.
Дошкольное детство - первый период
психического развития ребенка, в связи с этим он является самым
важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются
основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных
процессов и видов деятельности.
Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь,
которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем
детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных
сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми, и потребность
в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной
речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать
коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую,
регулирующую и знаковую.
Именно в дошкольном возрасте речь ребенка
наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов
может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.
В связи с выше сказанным очень важно наблюдать за развитием малыша,
за его общением со взрослыми и сверстниками. При первых же тревожных
симптомах, касающихся развития малыша, необходимо обратиться к специалистам
(невропатологу, психиатру, логопеду, психологу). Важно не
упустить момент и вовремя начать коррекционную терапию, так как
в возрасте до 6 лет детский организм очень пластичен, что создает
огромные возможности для воспитания, обучения и компенсации нарушенных
функций с помощью других функций и систем организма.
Развитие речи в младенчестве.
Младенчество является подготовительным этапом в развитии. В этом
возрасте закладываются предпосылки понимания речи взрослых, активного
употребления слов. Понимание речи взрослых (пассивная речь) усваивается
быстрее чем самостоятельная (активная).Ребенок рождается с готовым
речевым аппаратом, но использование его связанно с необходимостью:
-приобретения навыка пользования речевым аппаратом,
-знакомства со словесными формами,
-накопления содержания для речи
-установления содержания для речи,
-установления социальных связей с окружающими, так как развитие
речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности
в общении со взрослыми.
В первом полугодии первого года жизни младенец
еще не понимает значение того что ему говорят, а он особым образом
реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором
полугодии первого года жизни из всех голосовых воздействий взрослого
выделяет звук речи. Младенец очень чувствителен к интонации с которой
к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождается высказывание.
Реагировать на слова ребенок начинает очень рано. На 3 неделе он
сосредотачивается на голосе взрослого. На 2-ом мес. жизни прекращает
крик под влиянием разговора с ним, сосредотачиваясь на лице взрослого.
Во втором полугодии первого года жизни ребенок
устанавливает связь между словом и предметом или действием,
В 7-8 мес. поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого
"где?",выполняет разученные движения при их назывании
взрослыми("ладушки","до свидания") В 9 мес.
ребенок уже находит несколько знакомых предметов не зависимо от
их местоположения. Примерно в 9-10 мес. малыш понимает элементарные
поручения ("дай маме ложку" и т. п.)
В10-11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого.
На первом году возникают предпосылки слушания. Малыш сосредотачивается не только на речи взрослого,
обращенной к нему, но и на песенках и маленьких стихотворениях.
Развитие активной речи также включено в общение со взрослыми. На
3 мес. жизни малыш реагирует на слова взрослого смехом и звуками.
Появляется гуканье (2-4 мес.). Около 4 мес. гукание сменяется гулением.
Малыш произносит высокие певучие звуки. На 4 мес. малыш перекликивается
со взрослым на расстоянии. Важным приобретением является то, что
звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится
самостоятельной деятельности.
На 5-6 мес. ребенок произносит различные звуки, сопровождая их движениями
для привлечения к себе внимания со стороны взрослого, для "выражения"ему
своих желаний.
После 6 мес. в речи младенца появляется лепет - слоги и звуки, которые
перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета
малыш выражает свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке).
После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов
("не","ам"). Так ребенок отвечает на понимание
им высказывание взрослого. Такая речь возникает как ответ на предложение
взрослого и состоит из трех компонентов:
-жестов
-мимики
-звуков.
Это еще не собственно речь. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. Лепет - самостоятельная форма деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоций. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. К концу первого года в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. Развивается инициативное употребление осмысленных слов.
Развитие речи в раннем
детстве.
С усложнением деятельности малыша, расширяется доступная ему сфера
деятельности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к общению
побуждает ребенка "искать" новое средство для общения,
которым становится речь. К активной речи ребенка побуждает потребность
в совместной со взрослыми деятельности,
В возрасте 1 года 2 мес.-1 года 3 мес. возникает подражание взрослому
по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы.
В раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов,
хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение("чашка"
- это та, из которой он пьет, а другие чашки, отличающиеся цветом
формой этим словом не называются).
Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе
наглядных признаков,
Во второй половине второго года жизни слово относится к группе
сходных предметов, независимо от некоторых внешних различий.
Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит
к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением
требований.
В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению
активного словаря. К концу 3-го года в речи малыша появляются слова
с обобщающим значением, обозначающим предметы, которые встречались
в его личном опыте и с которыми он действовал,
В возрасте 1 года 8 мес. - 1 года 10 мес., в речи ребенка появляются
двухсловные предложения ("мама, Ням-ням"). Затем начинают
употребляться предложения, состоящие более чем из двух слов. В них
ребенок включает свое имя. В 2-3 года происходит резкое увеличение
количества предложений, члены которых согласуются между собой,
На втором году жизни появляется ситуативная речь, понятная только
в контексте конкретной ситуации, в которую включен собеседник.
В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание,
умение сосредоточится не только на звуковой стороне речи, но и на
его содержании и переживать по поводу услышанного.
В возрасте 2-3 лет ребенок начинает отображать то, что воспринимает
вокруг себя, таким образом возникает описательная речь, Малыш
начинает воспроизводить услышанные песенки, сказки, стишки, потешки
и прибаутки. Речь включается в игру, отражая жизненные ситуации.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения
речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие
потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя
и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет
ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Появляются
связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок постигает
законы родного языка в процессе действий со словом. Ребенок учится
излогать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в
способ решения интелектуальных задач, а речь становится орудием
мышления и средством познания. Развивается регулирующая функция
речи, которая выражается в понимании литературных произведений,
подчинении инструкциям взрослого. Складывается планирующая функция
речи, когда она начинает предварять решение практических и интелектуальных
задач. Возникает звуковая функция речи, выделение слова как обстрактной
единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания
и освоить письменную речь. Завершается процесс фонематического развития:
ребенок правильно слышит и произносит звуки. Возникают предпосылки
для освоения грамоты. Ребенок готов идти в школу.
Меньше отзывов
БЕРЕМЕННОСТЬ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ
РОДЫ И СОПРОВОЖДЕНИЕ В РОДАХ