Сегодня некоторые будущие мамы сталкиваются с ситуацией, когда врачи, сопоставив расчетные сроки начала родов с реальной картиной, говорят о необходимости так называемого родовозбуждения. Это означает, что в зависимости от того, как себя чувствует еще нерожденнный малыш и готовности родовых путей мамы, они предложат те или иные методы ускорения появления маленького на свет – в основном, имеющиеся на вооружении схемы применения соответствующих медицинских препаратов. Бывают ситуации, когда роды уже начались, но родовая деятельность развивается довольно слабо и не прогрессирует. В таких случаях специалисты начинают стимулирование родов с помощью медикаментов, стараясь предотвратить страдание малыша в материнской утробе.
А как с подобными ситуациями справлялись наши предки? Конечно,
сотни лет назад мы еще не были заложниками технического прогресса,
природа была почти первозданной, и люди отличались более крепким
здоровьем. Однако беременная женщина тогда считалась особенной,
непохожей на других не только телом, но и душой. Ее считали более
других приближенной к незримой черте, разделяющей Жизнь и Смерть.
Поэтому с одной стороны многие народы наделяли будущую мать магической
силой, с другой стороны, считалась, что она более других уязвима
и подвержена влиянию злых духов, сглазу и порче.
Естественно, что существовали достаточно четкие руководства и традиции, помогающие провести беременность безопасно для себя и для малыша; строго соблюдались меры, призванные защитить беременных от «вредоносных» сил. Люди старались как можно дольше скрывать сам факт беременности. Обязательным было ношение оберега – например, иголки без ушка в вороте, крестика, нитки с ягодой пиона или бус вокруг шеи, платка на голове, и особенно оберега-пояса, как бы ограждающего тело беременной и плод (рыболовную сеть, шерстяную нитку, пояс мужа).
К родам готовились заранее. В народных традициях описывалось не только то, что нужно делать беременной для благополучного родоразрешения, но и то, чего делать ни в коем случае не следует. Для того, чтобы не привлекать чужого внимания и, тем более, не вызывать зависти, беременная не должна была надевать новую красивую одежду, говорить о своем хорошем самочувствии. Ей следовало избегать встреч с людьми, слывшими колдунами, и ни в коем случае не вступать с ними в конфликты. Беременным запрещалось принимать участие в похоронах, и особенно, - смотреть на покойника, во избежание появления на свет мёртвого ребёнка. Известен запрет стричь волосы. Перед родами запрещалось что-либо брать у чужих или отдавать, чтобы не принять порчу (отдать счастье) вместе с вещью. От того, насколько тщательно женщина соблюдала эти и другие правила, зависело не только течение беременности, но и родов.
Ошибочно думать, что решение всех возможных проблем наши предки
сводили лишь к следованию обрядам. Как и в наши дни, немалое внимание
уже тогда уделялось заботе о здоровье – питанию, физической
нагрузке, специальной подготовке к родам. Например, в медицинском
трактате шестнадцатого века, известном как «Травник Бутурлина»,
в разделе, посвященному рождению младенческому читаем:
«….за месяц до рождения нужно следить за пищей беременных, которая
может им вредить, особенно холодная, кислая и горькая… Когда же
беременной жене приходит время родить, тогда силы ей могут вернуть
мускаты, конфеты из роз и фиалок и иные все, которые утробу мягчат...
За десять дней до рождения в чистую баню пойти и, омывшись, сидеть
в лохани в теплой воде по пояс, а вода бы была разбавлена травами
открывающими, и мазать в пахах и около уда тайного маслами и мазями
размягчающими тело и сосуды…»
Часто предпочтительным местом для родов считались хлев и, особенно,
баня, которую для благополучного разрешения от бремени роженица
должна была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды.
Считали также, что в этом случае ребенок будет крепче. Полки и пол
устилались соломой, служившей постелью и в первые дни после родов.
В баню роженица должна была идти босой. Если роды происходили в
доме, то женщина рожала на пороге жилого помещения или в самом доме.
В этих случаях для более эффективного и направленного усилия женщины
во время потуг к верхней балке избы привязывался крепкий кушак,
на котором женщина повисала, крепко держась за кушак руками.
С целью облегчения родов женщины развязывали все узлы на одежде,
расплетали косы. Затяжные трудные роды объясняли "порчей"
и поили, обливали заговорной водой, заставляли переступать через
красный пояс, в доме отпирали все замки, а в особо тяжелых случаях
открывали царские врата в церкви и читали специальные молитвы.
При отхождении околоплодных вод женщину часто заставляли ходить по избе или по лестнице вверх и вниз, задерживая дыхание. А затем ее сажали на невысокий стул, который ей следовало раскачивать вправо-влево, помогая ребеночку занять правильное положение в родовых путях. Также следовало «…приказывать жене, чтобы дыхание в себе задерживала дольше, и поверх пупа живот мяла…» (прием и по сей день используемый в акушерстве).
Так или иначе, к древним повивальным обрядам стоит относиться с большим уважением, ведь акушерской науке не более двухсот лет, а возраст традиций наших предков соизмерим с возрастом человечества. Как и тысячи лет назад, сегодня гораздо легче рожают женщины, которые заранее готовятся к родам, внимательно относятся к своей беременности и малышу.
БЕРЕМЕННОСТЬ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ
РОДЫ И СОПРОВОЖДЕНИЕ В РОДАХ